Пользовательского поиска
|
бог,
вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править примешал при рождении
золота, и потому они наиболее ценны, в помощников их — серебра, железа же и
меди — в земледельцев и разных ремесленников” (IV, 414 d–415 b).
По
мнению В.С. Нерсесянца “цель платоновского мифа состоит в том, чтобы обосновать
послушание единомыслия братства граждан и одновременно их неравенства в
структуре идеального полиса”. А с точки зрения В.А. Гуторова, Платон вводит
“элементы гесиодовского рассказа — в качестве основы для создания тенденциозной
идеологической конструкции”. Оба замечания вполне справедливы.
Во
втором проекте, в «Законах», цель воспитания несколько иная23.
Обратимся к ее рассмотрению.
Если
в «Государстве» Платон рисует образ настолько идеального гражданина, что про
него можно сказать: “…не стоит давать предписания тем, кто получил безупречное
воспитание” (III,
425 d, e), то в «Законах», он разочарован в
достижении подобного идеала настолько, что готов изобразить человека, как
куклу–марионетку. Тут тоже выдуман миф, который рисует человека в виде
“чудесной куклы богов”, со множеством нитей влекущих ее в разные стороны. Но
есть одна нить — “нежная и золотая” (остальные “железные и грубые”) — которой
необходимо следовать, ибо это “златое и священное руководство разума — общий
закон государства” (I,
644c – 645). Другими
словами, цель воспитания должна состоять в том, чтобы научить человека
слушаться законы, стать законопослушной личностью, тогда его жизнь наполниться
добродетелью, научить куклу играть в чудесные игры, правилами которых будут
божественные законы. Платон определяет жизнь гражданина совершенного
государства такими словами: “каждый человек должен мыслить обо всех без
исключения людей так: не может стать достойным похвалы господином тот, кто не
был раньше подвластным; поэтому более чем умением хорошо властвовать, должно
хвалиться умением хорошо подчиняться: прежде всего — умением подчиняться
законам, что будет означать подчинение богам; затем — умением юношей подчиняться
старшим, честно прожившим всю свою жизнь” («Законы», VI, 762 c).
В качестве вывода, можно отметить, что, предусматривая серьезные изменения в социальной структуре полиса, Платон, тем не менее, остается сторонником прежней системы полисных ценностей, что, несомненно, было обусловлено историческими реалиями его времени. Несмотря на переживаемый