Пользовательского поиска
|
Подобная
практика существовала в Спарте, где женщины были практически равноправными
членами полиса.
“Однако,
— по меткому замечанию В.А. Гуторова — выдвигая столь революционную для своего
времени идею полного равенства полов Платон, конечно не выступал в роли
“поборника женских прав”.
При
анализе средств и методов воспитания предлагаемых Платоном, необходимо обратить
внимание на возрастную градацию, используемую автором и на особенности каждой
возрастной группы. Возрастные группы будут следующими. Первая группа — дети от
рождения до трех лет. Вторая — от трех лет до шести лет. Третья — от шести лет
до десяти лет. Четвертая — от десяти лет до восемнадцати лет. Пятая — от
восемнадцати до тридцати лет. Шестая — от тридцати лет до шестидесяти.
Для
того чтобы представить во всей полноте, с учетом всех особенностей, систему
воспитания, разобьем ее для наглядности на условные части.
Сам
Платон говорит о необходимости двоякого воспитания, “это найдено — пишет он —
еще с древнейших времен: для тела — гимнастическое воспитание, а для души —
мусическое” («Государство», II, 376 e). Соответственно: “тело следует обучать
гимнастическому искусству, а душу — для развития ее добродетели — мусическому”
(«Законы», VII, 795 d). При этом “мусическое будет предшествовать
гимнастическому” («Государство», II, 376 e). В этом положении, как нельзя лучше
отразился афинский идеал воспитания — калокагатия (ориентируясь на него был
воспитан сам Платон), который означал, что человек должен “соединить в себе
физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство”.
Платон
говорит об этом так — “если случится, что прекрасные нравственные свойства…
человека, будут согласовываться и с его внешностью… это будет прекраснейшее
зрелище для того, кто способен видеть” («Государство», III, 409 d)..
Обратимся к рассмотрению мусического воспитания, которое является наиболее важным с точки зрения Платона. Вполне закономерен вопрос о причине выделения мусического воспитания на первый план. Так как предметом мусического воспитания является душа человека, а душа — это самое ценное, что в нем есть, ибо имеет “божественную природу” и достойна всяческого почитания («Законы», V, 726 – 728), то именно душе нужно уделять первоочередное внимание. Исходя из этого, Платон в мусическом воспитании ставит и решает