Пользовательского поиска

Если в «Государстве» мыслитель ограничивается замечанием по поводу гимнастических упражнений, как подобающих в отношении военного дела («Государство», III, 404, b), то в противоположность этому в диалоге «Законы» идея военного воспитания подрастающего поколения доводится Платоном, чуть ли не до абсурда.

«По всей стране граждане будут вступать друг с другом в борьбу, борясь за захват каких–нибудь мест, устраивая засады и вообще подражая военными действиям”. Именно в таких схватках будет обнаружено “у него есть присутствие духа, а у кого нет”. “Таким образом, — делает он вывод, — все государство, пока оно существует, все время должным образом подготовляется к настоящему бою”. Даже, несмотря на то, что кто–нибудь может погибнуть (VIII, 830 d – 831 a). Вероятно, столь пристальное внимание Платона к вопросам военного ремесла и “милитаризации” воспитания явились последствием поражения Афин в Пелопонесской войне, и объясняется стремлением позаимствовать наиболее выгодную, оправдывавшую себя систему воспитания из Спарты.

Главный принцип всех упражнений в военных действиях охарактеризовать можно так — пусть “каждый упражняется в войне не на войне, а в мирной жизни” (VIII, 829 b). Поэтому он говорит о необходимости воспитания кулачных бойцов, “будут упражняться даже с чучелами” (VIII, 830 a, b), о необходимости “каждодневных небольших походов” (причем собираются приспособить к этому “хороводы и всю вообще гимнастику”) (VIII, 830 d).

Следующим средством гимнастического воспитания должны стать хороводы в целом и танцы в частности. Платон предлагает заниматься хороводами вновь с учетом возрастных особенностей, как и в мусическом воспитании (те же возрастные группы: третья, четвертая, пятая и шестая). Одну часть танцев для мусического воспитания мы разобрали, осталась часть, касающаяся телодвижений (II, 672 e). Платон пишет, что если телодвижения ведут “к усовершенствованию тела”, то их воздействие на человека можно назвать гимнастическим искусством (II, 673 а). Мыслитель подробно останавливается на видах плясок, которые должны быть направлены на воспитание определенных качеств. Первый вид пляски “служит для придания здоровья, ловкости и красоты членам и частям самого тела с помощью подобающих каждому из них сгибаний и разгибаний” (VII, 795d, e). Другой вид пляски называется “военный” — “пирриха”. При исполнении пляски этого вида танцующий подражает движениям воина (VII, 815 а). Другими словами можно сказать, что Платон с помощью пляски не только

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта