Пользовательского поиска

Размышления Платона по этому вопросу выглядит довольно запутанно и рассредоточено по двум книгам, что вызвало некоторую сложность в работе по приведению взглядов мыслителя к системе.

После употребления вина, говорит Платон, человек “всего менее может собой владеть” (I, 845 e), что законодатель должен использовать в благих целях для себя. Поскольку данное положение дает ему “возможность распознать природные качества человека” (II, 652 а), так как человек показывает свое истинное лицо. А поскольку “… души пьющих — продолжает Платон — …становятся легче и податливее”, то законодатель, если умеет, должен “воспитывать их и лепить” (II, 671 с, d). Во-первых, он может сделать их совестливыми, если пьющие показывают себя чрезмерно отважными (II, 671 с, d). Во-вторых, он может сделать их бесстрашными, поставив их “лицом к лицу со множеством разных страхов” (I, 647 с, d). В-третьих — рассудительным, посредством длительной тренировки в совместных попойках (I, 648 с).

А также “вино дано как лекарство — заключает Платон — для того, чтобы … тело” было здоровым и сильным (II, 672 d).

Что касается возраста участвующих в пирах, то философ дает необходимые рекомендации и поэтому поводу. Он считает, что детям и молодым употреблять вина не следует, поскольку ни к чему “к огню добавлять огонь”. По достижении тридцати лет, граждане “могут уже вкушать вино”. А “достигшие сорока лет могут пировать на сисситиях”. “Ведь Дионис — пишет Платон, — даровал людям вино, как лекарство от угрюмой страсти” (II, 666 а, b). Для стариков вино является хорошим средством расслабления и способом, чтобы “заставить стариков участвовать у нас в пении” (II, 666 а).

Несмотря на воспитательное значение, которое несет в себе участие в симпосиях (и в целом положительное), мыслитель отмечает, и его отрицательные стороны и говорит об осторожном его применении, в особенности перед зачатием ребенка (II, 674, VI, 775 d). И вообще, “пить до опьянения — заключает Платон, — не подобает никогда, за исключением празднеств в четь бога – дарителя вина” (VI, 775 b). Следовательно, вино, по мнению мыслителя может быть как лекарством так и ядом, и задача мудрого правителя, законодателя заключается как раз в умении правильно использовать его положительные качества и нейтрализовать вредное воздействие.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта