Пользовательского поиска
|
У
Платона этот принцип требует подчинения всей деятельности воспитателей задачам
воспитания, которые определяются в соответствии с политикой государства и тот
же принцип направляет деятельность воспитателей на формирование социально
необходимого типа личности. Таким образом, воспитатель, как лицо, состоящее на
службе у государства, осуществляет государственный заказ.
Конечно
же, Платон скорее мечтал о том, чтобы государственные и общественные интересы
совпадали и согласовывались с личными интересами граждан. Но в его проектах, к
сожалению, не просматривается, в чем заключается интересы отдельных граждан и
интересы общества в целом. Можно отметить, что Платон лишь предполагал о
возможной согласованности у этих всех отмеченных сторон.
Можно
согласиться с мнением П.И. Новгородцева о том, что “эти проекты требуют от
человеческой природы более, чем она может дать: они требуют такой стройности,
такой согласованности общественной жизни, при которой живая человеческая
личность приносится в жертву абстрактному плану”.
Остановимся
на роли, отведенной Платоном государству в системе воспитания. Роль государства
сводится, в целом, к разработке основ единой идеологии. В «Государстве» это
положение звучит следующим образом — “... только у граждан этого государства
мощно звучало бы в один голос: “Мои дела хороши!” или “Мои дела плохи!” (V, 463
e). В «Законах» Платон обращается к законодателю и направляет его к тому, чтобы
заставить “всех живущих совместно людей постоянно, всю свою жизнь выражать как
можно более одинаковые взгляды ... как в песнях, так и в сказаниях и
рассуждениях» (II,
В
«Государстве» Платон вообще ставит в зависимость целостность государства от
воспитания граждан(VIII, 536 b), поэтому не может идти и речи о каких-нибудь
выражениях индивидуализма в воспитании со стороны воспитателей, все
определяется государством.