Пользовательского поиска
|
государству”
(VII,
В
формировании семьи и ее функционировании Платон отводит не последнюю роль
государству. Он объясняет, “что тщетно было бы надеяться на прочность
законодательства в вопросах общественных, если не предусмотрен надлежащий
распорядок в частной жизни” («Законы», VII, 790 b). Мыслитель говорит об обязательности вступления в брак, в
силу того, чтобы государство могло получить потомство от родителей. Платон
вводит суровое наказание по отношению к не пожелавшим вступить в брак, подобно
тем, которые существовали в Спарте и Афинах (ежегодная выплата штрафа, лишение
гражданских прав («Законы», VI, 721 а, b) и осуждения через общественное мнение
(«Законы», VI, 774 b)). Автор указывает на возраст брачующихся. Для
женщин он определяется с 18 до 20 лет («Государство», V, 460 е) (что
существенно расходилось с существующей практикой, поскольку в реальности,
например, в Афинах, девушек выдавали в 12 – 15 лет). Для мужчин — с 25 лет до
30 – 35 лет («Законы», VI, 772 d, e). Платон регламентирует брачно-свадебный
обряд («Законы», VI, 775). И следит за тем, как родители воспитывают своих
детей. Правда, в «Государстве» родители не знают их в лицо (V, 457 d – 460 d). В «Законах» он говорит так: “Дети
больше принадлежат государству, чем своим родителям” («Законы», VI, 804 d).
Роль
государства в формировании семьи является определяющей во всех отношениях, что,
впрочем, не удивительно, поскольку в современной Платону действительности,
государство также вмешивалось в дела семьи и в вопросы воспитания детей.
Роль
государства в деле воспитания определялась также институтом должностных лиц.
Обратимся к рассмотрению их функций.
По сравнению с «Государством», в «Законах» Платон представляет
разветвленный аппарат, занимающийся вопросами воспитания. Если в первом проекте
мыслитель лишь говорит о необходимости попечителя из стражей по вопросам
воспитания, “для сохранения его устройства” (III,