Пользовательского поиска
|
В
первом проекте он видит возможным добиться осуществления совершенного общежития
за счет улучшения посредством воспитания узкой прослойки граждан, которые
называются “стражами”. Во втором проекте — за счет воспитания законопослушности
всех граждан. В том и другом случае граждане должны быть подготовлены к
осуществлению определенных общественных функций. В основу воспитания,
необходимых для этого качеств, Платон положил афинский идеал воспитания —
калокагатию, который заключается в гармоничном развитии в человеке духовного и
физического начал. Поэтому наиважнейшими в системе воспитания выделяются
мусическое и гимнастическое воспитания. С помощью первого, мыслитель предлагает
нравственные качества, а с помощью второго — физические. В идеале гражданин
должен представлять добродетельного, физически развитого, в военном отношении
подготовленного человека. В ходе анализа средств и методов гимнастического
воспитания можно придти к выводу о том, что Платон, при его изложении и рассмотрении,
ориентировался на пример Спарты (возможно в силу внешних факторов — поражения
Афин в Пелопоннесской войне).
В
целом система ценностей, на которую ориентированно воспитание мыслителя, несет
в себе идею единства, так не хватавшей полису в действительности. Не менее
важной составляющей системы воспитания Платона можно назвать религиозное
воспитание. Такая заинтересованность в вопросе обусловлена тем, что в качестве
одной из ценностей совершенного полиса, Платон выделяет (берет из
действительности) почитание богов.
Взгляды Платона на воспитание не представляют из себя нечто замкнутое и оторванное от действительной жизни. Многое было взято из уже существующей практики. Его же заслуга в том, что он сумел выбрать самое лучшее и использовать в своей теории.