Пользовательского поиска
|
утверждает,
что “... предаваться двум занятиям или двум искусствам не способен, пожалуй, по
своей природе, ни один человек” (VIII, 846 b). Помимо этого ценилась верность
патриархальным установлениям проистекавшая из почитания традиций и их
хранителей — богов. Платон же считал, что именно боги дают образец идеальной
жизни. В «Государстве», в первом проекте, он считает, что “в воспитательных
целях из мифов должно быть изъято все недостойное богов” (II, 378b–383 c). В
«Законах» подробно описывается идеал жизни при Кроносе (IV, 713). В «Законах»
боги также являются источником законодательства, ибо “законы, руководясь
советом богов, сделают наше государство вполне счастливым и блаженными” (IV,
718 b). А так же душа человека имеет божественную природу. “Из всех достояний
человека, вслед за богами, душа — самое божественное, ибо она ему всего ближе”
(«Законы», V,
Также,
греческим обществом порицалось культивирование аполитических настроений (то
есть отрицающих полис) — индивидуалистских и космополитических. Но, тем не
менее, эти негативные тенденции приобрели широкий размах в период кризиса
полиса - в IV в до н. э. В полисной идеологии они трансформировались в идею “о
праве сильного от природы на власть”. Примером может послужить изменение образа
лидера.
Если
ранее это был выходец из аристократической среды, который соединял в себе
стратега и оратора, то теперь это либо выскочка из социальных низов — демагог
(спекулирующий на народных настроениях) — либо военачальник с чрезвычайными
полномочиями как военными, так и политическими, то есть, можно отметить, что
появляются отдельные личности, которые могут взять на себя ответственность за
судьбу полиса.
Свой
вклад в развитие этих негативных тенденций внесли софисты, которых называли
выразителями “новых идей”, поскольку они в центр внимания своих изысканий
ставили личность с ее индивидуальным разумом и волей, что полностью расходилось
с установками Платона. Поэтому мыслитель резко отрицательно относился к новым
веяниям и софистской доктрине. Он называет их не иначе как “некие частные
мудрецы”, в совершенстве умеющие “перевоспитывать и переделывать людей на свой
лад — юношей и стариков, мужчин и женщин” («Государство», VI, 492 b). Это имеет
пагубные последствия, так как софисты преподают “не что иное, как ... взгляды
большинства и мнения, выражаемые на собраниях”, и называют это “мудростью” (VI,