Пользовательского поиска
|
Отсюда напрашивается вывод, что
человек, предоставленный свободному проявлению свой природы, не испытывающий
давления неблагоприятных обстоятельств, будет следовать правильному пути.
С этим в корне не согласен Сюнь-цзы
(ок. 313 – ок. 238 гг. до н. э.). Он утверждает, что человек по природе зол,
из-за чего древние совершенномудрые правители “ввели ритуал и понятие чувства
долга и создали систему законов, с тем, чтобы дисциплинировать и воспитать
чувства и характер человека, направив их по правильному пути, соответствующему
дао”. Выходит, добро напротив, является результатом особых условий, в которые
поставлен человек и без которых проявится его злая природа.
Оба философа исходят из положения об
одинаковости природы всех людей. Однако при этом Сюнь-цзы указывает, что
“совершенномудрые изменили свою природу и стали первыми заниматься практической
деятельностью”.
Из разъяснений Сюнь-цзы следует, что
они это смогли, потому что захотели, тогда как “ничтожный человек может стать
совершенным, но не хочет”. А не хочет потому, что он ничтожный, а не
совершенномудрый! Здесь, по-видимому, негласно присутствует идея о двух уровнях
природы человека: врожденные качества и способность ими распорядиться.
Совершенный человек преклоняется перед тем, что заключено в нем самом, а не
уповает на то, что относится к небесным явлениям, поэтому в своем развитии
совершенный человек всегда движется вперед. Ничтожный же человек отбрасывает
то, что заключено в нем самом, поэтому ничтожный человек постоянно идет назад!
Происходит это от того, что один надеется на себя, другой — на небо! В этом и
заключается отличие совершенного человека от человека ничтожного. В конце
концов, какое бы значение ни придавал Сюнь-цзы самосовершенствованию, идеал для
него определен естественными мировыми связями и в этом смысле ограничен.
Мэн-цзы тоже не против того, чтобы
признать человеческое происхождение норм поведения. Но при этом он подчеркивает
их космическое значение, указывая на всеобъемлющий характер чувства
справедливости, которое “наполняет все между небом и землей” и представляет
собой “сочетание долга и дао”.
Естественное происхождение чувства справедливости не означает, по Мэн-цзы, будто нет необходимости в его воспитании. Отсюда совет мудрому правителю соблюдать ритуал по отношению к своим подчиненным, то есть вести себя подобающим образом, подавая хороший пример, и тем самым создавать