Пользовательского поиска
|
вступили на ошибочный путь
отрешенности и бездеятельности, с чем Ван Янмин, как конфуцианец, согласиться
не может.
§3. Современное
конфуцианство Чэнь Юланя
В последующие два века наблюдается
упадок философской мысли в Китае, что связано в первую очередь с маньчжурской
оккупацией. Возрождение конфуцианства начинается в 20 в. и связано главным
образом с именем Фэн Юланя. Он развивает его принципы, осовременивая их и
обогащая некоторыми достижениями современной философии, благодаря чему учение
вступает в новый этап — постконфуцианство.
Традиционное для конфуцианства
отсутствие разграничения материального и духовного, трактовка “ци”, как
телесного и духовного начала одновременно, сближает это течение с позитивизмом,
с его тенденцией стать выше материализма и идеализма и изучать действительность
в ее данности, без теоретического давления на материальное и идеальное.
Осовременивание конфуцианских взглядов
состояло в том, что Фэн Юлань признал двойственность человеческой природы:
логическую и биологическую. Логическую природу он считает истинной; благодаря
ей человек родствен Небу и Земле (по аналогии с природой-принципом Чжу Си).
Биологическая природа не является собственно человеческой, она выступает как
естественные задатки (осовремененная трактовка “ци”). Переосмысление природы
человека понадобилось Фэн Юланю, чтобы указать человеку “путь к внутренней святости
и внешней царственности”, к “высшей просветленности и непоколебимому
спокойствию”. Достижение этой цели состоит в слиянии с мировой гармонией, для чего
необходимо поэтапное самосовершенствование с учетом особенностей человеческой
природы. Если в обычном состоянии человек ограничен естественными
потребностями, биологическими по происхождению, то самосовершенствование
означает освоение способностей через практическую деятельность. Дальше путь
лежит к осознанию внутреннего единства человека, его природы с гармонией
мироздания. И, наконец, последний этап — слияние человека с этой гармонией, т. е.
возвращение к единству с природой.
1. Чань-буддизм
Чань — вторая по популярности после школы “чистой земли” (амидаизма) школа китайского буддизма махаяны, сформировавшаяся в Китае на рубеже 5 – 6 в. н. э. Китайское название “чань” происходит от сокращенного варианта