Пользовательского поиска
|
китайской транскрипции санскритского
слова дхьяна (кит. Чан-на) — медитация. Чань заимствовала из традиционной
буддийской йоги методы пассивной медитации, а из даосизма — методы активной
динамической медитации. Ежедневная медитация, продолжающаяся несколько часов, —
основа религиозной практики чань. Основоположники чань, развивая тезис махаяны
о тождестве сансары и нирваны, отказывались противопоставлять медитативное
состояние прочим формам человеческой деятельности. “Обыкновенное сознание — это
и есть истина”, — гласит один из главных постулатов чань.
По преданию, Двадцать восьмой
буддийский патриарх Бодхидхарма переселившийся из Индии в Китай, основал новую
школу буддизма и стал ее первым патриархом, обосновавшись в монастыре
Шаолиньсы. Наряду с идеей “передачи истины от сердца к сердцу” другой
отличительной особенностью чаньской традиции стало учение о “внезапном
просветлении” (дунь у). Расцвет школы чань связывается с именем Шестого
чаньского патриарха Хуэйнэна (637 – 713 гг.), основателя так называемой южной
ветви чань, при котором чань стала одним из ведущих философских учений Китая. В
9 в. в Китае начались гонения на буддизм. С тех пор школа чань утратила свое
значение в качестве философского течения, но сохранилась как совокупность
эстетических требований.
Различают четыре основных принципа
чань: “Не твори письменных поучений”, “Передавай традицию вне наставлений”,
“Прямо указывай на человеческое сердце”, “Прозревай природу и становись Буддой”.
В отличие от прочих школ буддизма в монастырях чань большое значение
придавалось совместному физическому труду. Чань оказал глубокое влияние на
литературу и искусство позднесредневекового Китая.
Основные принципы теории и практики
Чань:
1.
Недоверие
к слову и тексту как форме передачи высшей истины.
2.
Недоверие
к дискуссионно-логическому мышлению как способу постижения высшей истины.
3.
Возможность
достичь просветления и освобождения без длительного восхождения по пути
самосовершенствования.
4.
Спонтанное
постижение высшей истины путем интуитивного озарения.
5.
Возможность
достижения совершенства в процессе жизнедеятельности.
6.
Преодоление
привязанности к духовным авторитетам и догмам.
7.
Отказ
от подражания и обретение внутренней свободы.