Пользовательского поиска
|
также знать культуру древнего Китая,
его обычаи и предфилософию. И, наконец, трудность представляет то, что в
сохранившихся до наших дней произведениях человек Китая “растворен” в космосе,
един с ним и неотделим от него. Все это делает затруднительным постижение
природы и смысла человека в понимании древнекитайских философов.
Целью данной работы является изучение
проблемы человека в религиях Востока, в частности в Конфуцианстве и в
чань-буддизме, по работам различных современных авторов (историков, философов),
обобщение разрозненного и, порой, противоречивого материала и создание стройной
системы знаний и положений, определяющих место человека во Вселенной.
Конфуцианство
как этико-политическое и религиозно-философское учение
Конфуцианство — одно из ведущих
идейных течений в древнем Китае. В ряде публикаций дается “компромиссное”
определение конфуцианства одновременно как религии и как этико-политического
учения. Конфуций — создатель нравственно-религиозного учения — оставил
глубочайший след в развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его
общественной жизни — политической, экономической, социальной, моральной, в
искусстве и религии. По определению Л. С. Васильева: “Не будучи религией, в
полном смысле этого слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто
религия. Конфуцианство — это также и политика, и административная система, и
верховный регулятор экономических и социальных процессов, словом, основа всего
китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция
китайской цивилизации”. По своему миропониманию, способу объяснения мира и
места человека (“цивилизованного”, а не “варвара”) в этом мире конфуцианство
выступает скорее в этико-политическом, чем в религиозном плане.
Конфуций основал свою школу в 50 лет. У него было много учеников. Они записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное конфуцианское сочинение “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”) — произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно увидеть философское сочинение. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще в детстве, ею он руководствовался всю жизнь. Основная задача