Пользовательского поиска
|
§2. Учение Чань в
искусстве
Представления чань (дзэн) о человеке и
его сущностном единстве с миром оказали серьезное воздействие на искусство
стран Дальнего Востока. Особое значение для искусства, находящегося под
влиянием чань (дзэн), имеет воспринятый им от даосизма метод увэй (недеяние).
Суть его в том, чтобы художник проник в объект изображения до полного слияния с
ним, и тогда художник работает без усилий: не он изображает предмет, а предмет
как бы сам изображается с помощью художника. Для него нет и не может быть
задачи выразить себя в обособленности от предмета. Передать свое состояние он
может только в единстве с ним: “Когда Юй-кэ пишет бамбук, он сосредоточен на
бамбуке, а не на себе. Но он передает в бамбуке чистоту и благородство своей
души”.
Таким образом, своеобразие
представление школы чань (дзэн) об индивидуальности проявляется в том, что
художник должен выразить Единое через единичное.
Принципы чань (дзэн) оказали
колоссальное воздействие на духовную культуру стран Дальнего Востока, а с конца
19 – начала 20 вв. начали влиять и на европейскую культуру. Особую популярность
приобрела идея чань (дзэн) о художественном творчестве как спонтанном процессе,
основанном на своеобразном равноправии художника и изображаемого им предмета,
на слиянии художника с материалом, при котором достигается естественность его
манеры изображения. Для современного деятеля в области литературы и искусства
это положение предстает как утверждение свободы творчества, упрочение гуманизма
и демократизма в искусстве, равно противостоящему и массовому искусству с его
заниженными эстетическими требованиями, и тоталитарному искусству с его
обезличиванием и жестким диктатом по отношению к художнику.
Человек
и природа
Проблема человека в древнекитайской
философии возникает вместе с философией и на каждом этапе развития древнекитайского
общества решается как проблема развития отношений человека к человеку и
человека к природе. Наиболее концентрированно она выражена в поиске
мировоззренческо-познавательной позиции людей, в определении места и функций
человека в мире и критериев познания себя и природы в исторической взаимосвязи.