Пользовательского поиска
|
природе и отождествляет себя с ней. В
легизме центр тяжести приходится на субъекта, организующего жизнь общества и
природы по закону Фа. Сознание сосредоточено в центре столкновения природной и
человеческой норм жизни. В указанных направлениях древнекитайской философии
антропологическая проблематика тесно связана с природой, на теле которой
объективируются все человеческие смыслы жизни. Более того, при всеобщем
оживотворении, одухотворении и очеловечении природы последняя воспринимается
как субъект и прямой участник истории. Под этим лежат глубокие экономические
обоснования — почти полная зависимость китайской сельскохозяйственной общины от
природы. Вследствие этого в сознании древних китайцев природа превалирует над
человеком.
Кроме того, исходные теоретические
начала конфуцианства, даосизма и легизма восходят ко времени непосредственного
отождествления человека с природной вещью (родовое общество), что также
наложило отпечаток на философский стиль мышления. В результате учения о
человеке в древнекитайском мировоззрении принимают форму учений о природе, из
материала которой в буквальном смысле вылепливаются антропоморфный контур
человека (искусство), морально-правовой символ (нравственность и политика),
эталон физической меры (древняя наука), категории предельных смыслов бытия
(философия, например Великий Предел тай цзи в “И цзин”), модель социальной структуры
общества (социология), письменный и звуковой языковый характер (филология) и т.
д. Следовательно, при рассмотрении проблемы человека в древнекитайской
философии необходимо обращаться к древнекитайской космогонии и космологии, к
учениям о происхождении природы и типах ее структурной упорядоченности.
Представление древних китайцев о
социально-экономическом, духовном и генетическом тождестве человека и природы
подтверждается древнейшими китайскими памятниками, сохранившими представления
родовой эпохи. Обратимся к основным типам структурно-функционального тождества
человека и природы, которые являются исходными в проблеме человека в древнекитайском
философском самосознании.
Субстанциально-генетическое тождество человека и природы передается текстом “Шань хай цзин” (“Книга гор и морей”). Этот памятник фиксирует постанимистическую мифологическую традицию, т. е. представления об уже произошедшем в сознании древних китайцев разделении на противоположности