Пользовательского поиска
|
тела и духа вещи, что отразилось и в
фигуре древнекитайского Первопредка. Он одновременно является “духом” шень и
“телом” ти. Однако в этих противоположностях видны и более ранние родовые
представления:
1.
Тождество
человека и природы через тождество первопредка с природной вещью.
2.
Тождество
человека и природы через духовное совмещение обликов природной вещи и человека
— зооанропоморфизм.
3.
Тождество
человека и природы по рождению человека от вещей природы.
4.
Тождество
человека и природы по рождению вещей природы от человека.
5.
Субстанционально-генетическое
тождество человека и природы по принципу порождающей способности.
6.
Тождество
природы и человека по языку.
Первоначально, как показывает “Шань
хай цзин”, звуковым языком человека был язык звуков самой природы: “пение”,
“крик” мин и вообще звуки вещей.
Смыслы родовой жизни фиксировались во
всех свойствах вещей, доступных органам чувств, в том числе и телесных обликах
вещей, их отдельных частях и сочетаниях. Это был ранний письменный язык
родового человека. Древний человек не читал этот язык “умственным” взором, а
воспринимал органами чувств, отождествляя себя с ним, и действовал сообразно
заложенному в этом телесном образе родовому правилу жизни.
Заключение
Проблема человека на Востоке появилась
задолго до создания таких философских учений, как конфуцианство и Чань-буддизм.
Во многом понимание природы человека у Конфуция соответствует таковому в
предфилософских произведениях Китая.
Предметом размышления и областью действий Конфуция выступает социальная Поднебесная. В “Лунь юй” Конфуций проделал одну из мировоззренческих попыток, которую не делал никто до него. Современник Конфуция мудрец Лаоцзы идеи своего учения замыкал на природное тело. Конфуций переносит центр внимания в сферу жизни социального субъекта, сохраняя при этом все традиционные мировоззренческие структуры. Конфуций полагается не на природный объективизм Неба и Земли, а на самосознание верхов и низов общества. Он первым из китайских философов обратился к совести человека, к его честности, добродетели, мужеству, человеколюбию,