Пользовательского поиска
|
спокойную уверенность в правильности
своих поступков. Он разработал собственную систему правил, которые позволяли
жить и трудиться в этом противоречивом мире. Эта система, не слишком
упорядоченно изложенная учениками в “Лунь юй”, в течение 25 веков поддерживает
моральный дух китайского народа, позволяет ему выжить, несмотря на огромные
трудности. И они борются с ними, они покорно воспринимают их как наказание.
Может быть, и нам следует пересмотреть подход к религии, которая всю
ответственность возлагает на Бога, и тоже дать человеку конкретные
рекомендации, как улучшать этот мир шаг за шагом, совершенствуя себя, помогая
совершенствоваться другим. Пусть это называется путь к богу (западный “дао”),
путь в рай на земле, но не путь в рай как в загробное царство. Человек боится
неизвестности после смерти — таков инстинкт, и не может ради этого идти против
себя, своих чувств, эмоций, низменных желаний. Но ради собственного счастья,
счастья своих детей — ведь это тоже естественно — он готов на многое. Особенно
русский человек, которому чужды западные нормы морали и непонятна восточная
мудрость. Объединить Запад и Восток в новой системе, в новом учении, в религии,
наконец, вот достойное занятие для ученого человека, вот перспектива разработки
данной темы: чтобы кризис внутри человека на рубеже веков не перешел во
всемирный кризис, в хаос, в апокалипсис XXI века. Или чтобы спаслась хотя бы
часть человечества, которая будет размножаться и даст новую расу людей, сильных,
умных, благородных… Знающих, что смысл жизни — сама жизнь.
Библиографический
список
1.
Ушков
А. М. Китайско-конфуцианский культурный ареал. “Запад и Восток. Традиции и
современность”. — М., 1993.
2.
Человек.
Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир —
эпоха Просвещения. (Редкол.: И. Т. Фролов и др.; сост. П. С. Гуревич. — М.:
Политиздат, 1991.
3.
Древнекитайская
философия. — М.: Мысль, 1972 — Т. 1, Т. 2.
4.
Чанышев
А. Курс лекций по древней философии. — М: Высшая школа, 1981.
5.
Панфилова
Т. В. Человек в мировоззрении Востока. — М.: Знание, 1991. — 64 с.
6.
Цит.
по: “Краснов А. Б. Учение Чжу си о природе человека // Конфуцианство в Китае.
Проблемы теории и практики. — М.: Наука, 1982.