Пользовательского поиска
|
Конфуция — гармонизировать жизнь
государства, общества, семьи, человека. В центре внимания конфуцианства
взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуций не доволен
существующим, однако, его идеалы не в будущем, а в прошлом. Человек обращен
лицом к прошлому, к будущему же повернут спиною. Древность постоянно
присутствует в настоящем. Будущее не привлекает слишком большого внимания — ведь
время движется по кругу; и все возвращается к своему истоку. Кульминация конфуцианского
культа прошлого — “исправление имен”
(“чжэн мин”). Конфуций признавал, что “все течет” и что “время бежит, не
останавливаясь”. Поэтому конфуцианское “исправление имен” означало не
приведение общественного сознания в соответствие с изменяющимся общественным
бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их былым значением. Поэтому
Конфуций учил, что государь должен быть государем, сановник — сановником, отец
— отцом и сын — сыном не по имени, а реально, на самом деле. Идеализируя
древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности — конфуцианскую
этику. Она опирается на такие понятия, как “взаимность”, “золотая середина”,
“человеколюбие”, составляющие в целом “правильный путь” — дао.
В своем учении Конфуций основывался на
традиционных китайских взглядах на устройство мира. По представлениям древних
китайцев, человек возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, “ци”)
делится на 2 начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван
преодолеть эту расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое,
мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и
движение.
Место
человека в конфуцианстве
Глава 1. Конфуций о
человеке
§1. Человек
Древнекитайский мыслитель Кун-цзы (Конфуций — 551 – 479 до н. э.) жил в эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок — вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель конфуцианского учения о человеке — показать, как должен вести себя человек в различных ситуациях, т. е. учение имеет ярко выраженную практическую