Пользовательского поиска
|
Основа человеколюбия — “жень” — “почтительность
к родителям и уважительность к старшим братьям”, “взаимность” или “забота о
людях” — основная заповедь
конфуцианства. “Не делай другим того, чего не желаешь себе”.
Конфуций обращается к доверию (Синь)
как к политической и нравственной категории. “Управляя царством, имеющим 1000
боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие,
соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в
соответствующее время. Идею Доверия он проводит сквозь все свое учение.
Все эти начала опираются на знания в
конфуцианском смысле. Имеются в виду не теоретические знания, а знания правил
поведения с обязательным применением их на практике. Конфуцианское учение о
знании подчинено социальной проблематике. Знать — “значит знать людей”.
Познание природы его не интересует. Его вполне удовлетворяет то практическое
знание, которым обладают те, кто непосредственно общается с природой — земледельцы,
ремесленники. Конфуций допускал врожденное знание. Но оно редко: “Те, кто
обладает врожденным знанием, стоят выше всех, а за ними следуют те, кто приобрел
знание благодаря учению”. Учение у Конфуция должно обязательно дополняться
размышлением. Отсюда вытекает, что отождествлять конфуцианскую ученость с
книжной премудростью не совсем справедливо. Хотя в конфуцианстве авторитет
мудрецов древности и изложенного ими учения был всегда высок, на первый план
выходит правильное поведение, а не знание само по себе. Ценность знания в том,
чтобы способствовать правильному поведению.
§3. Ритуал и воспитание
Применяются конфуцианские знания по
правилам этикета, без которых их использование не будет “правильным”, а
человеческое поведение окажется нерегулируемым. Задача воспроизведения норм
возлагается на самого человека: “Сдерживать себя, с тем, чтобы во всем соответствовать
требованиям ритуала, — это и есть
человеколюбие…Осуществление человеколюбия зависит от самого человека, разве оно
зависит от других людей?” Так гуманность связывается с ритуалом, причем человек
должен приложить определенные усилия, чтобы преодолеть себя, включиться в
систему отношений, регулируемых правилами этикета, и добиться того, чтобы
дальше проявлять себя наилучшим образом без дополнительных усилий, то есть
стать “благородным мужем” (Цзюнь-цзы).
Все это указывает на необходимость воспитания, предусматривающего деятельное участие в нем самого человека, его стремление стать воспитанным.