Пользовательского поиска
|
преступлений. Теме господства зла в
обществе, начатой еще в первом монологе Гамлета (мир — “это неполотый сад,
который растет в семя. Лишь то, что по природе своей отвратительно и грубо,
владеет им”), подведен итог в монологе “Быть или не быть”. Говоря о “Бичах и
насмешках жизни”, Гамлет раздвигает рамки непосредственно изображаемого в пьесе
и упоминает “несправедливости угнетателя, презрение гордеца, боль отвергнутой
любви, проволочку в судах, наглость чиновников и удары, которые терпеливое
достоинство получает от недостойных”.
Люди во главе государства олицетворяют
собой единство человеческого и государственного организма. В шекспировской
трагедии они изображены как заживо разлагающиеся и обреченные. Клавдий — тайный
братоубийца, узурпатор и кровосмеситель — добился всего, чего хотел.
Fair is four,
and foul is fair: прекрасное — гнило, а гнилое — прекрасно. Грани добра и зла нет. Троил не знает,
где кончается Крессида-ангел и начинается Крессида-похотливая дьяволица. Он не
знает, в чем сущность человека, изменчивого как Протей.
3.2. Злое
Подлинным источником зла в одной из
поздних трагедий Шекспира “Макбет” является сам Макбет, тогда как его супруга
выступает в пьесе как своего рода катализатор честолюбия Макбета. Леди Макбет
выполняет в период подготовки убийства Дункана, по существу, ту же функцию,
которая возложена и на ведьм при их первой встрече с Макбетом; но если “вещие
сестры” выступают как символико-фантастический фактор, способствующий переходу
Макбета от замыслов к преступным деяниям, то леди Макбет оказывает влияние на
своего мужа в ином ключе — в плане реалистического, психологически
мотивированного воздействия.
Сценическая история трагедии о Макбете
убедительно доказывает правомерность интерпретации образа главного героя как
человека, в ком честолюбивые замыслы созревали еще до того момента, с которого
начинается действие пьесы.
Предсказание ведьм Макбет воспринимает
как две правды, предвещающие ему обладание шотландским престолом: “Сказаны две
правды, // Как бы пролог к торжественному действу // Владычества” (I, 3, 127 – 129).
Он видит две конкретные правды: одна из них — то, что Макбет должен стать таном Кавдорским, — уже воплотилась в действительность, другая —