Пользовательского поиска
|
характеризовывать эти лагери по
персонажам, наиболее полно выражающим идеи, которыми руководствуются
представители каждого из них, вернее всего было бы назвать их лагерями Корделии
и Эдмунда. Но, пожалуй, самым справедливым будет наиболее условное деление действующих
лиц пьесы на лагерь добра и лагерь зла. Истинный смысл этой условности можно
раскрыть только в итоге всего исследования, когда станет ясно, что Шекспир,
создавая “Короля Лира”, мыслил не абстрактными моральными категориями, а
представлял себе конфликт между добром и злом во всей его исторической
конкретности.
Ключевая проблема всей трагедии
состоит именно в эволюции лагерей, вступивших в конфликт друг с другом. Только
при правильном истолковании этой эволюции можно понять идейное и художественное
богатство пьесы, а следовательно, и мироощущение, которым она проникнута.
Поэтому решению проблемы внутреннего развития каждого из лагерей должно быть, в
сущности, подчинено все исследование конфликта и развития отдельных образов.
В этом разделе я хотела бы
остановиться только на тех персонажах, которые составляют лагерь зла. Каждый из
персонажей, составляющих лагерь зла, остается ярко индивидуализированным
художественным образом; такой способ характеристики придает изображению зла
особую реалистическую убедительность. Но, несмотря на это, в поведении
отдельных действующих лиц можно выделить черты, показательные для всей
группировки персонажей в целом.
В образе Освальда — правда, в измельченной
форме — сочетаются лживость, лицемерие, наглость, своекорыстие и жестокость, то
есть все черты, в той или иной степени определяющие лицо каждого из персонажей,
составляющих лагерь зла.
Противоположный прием использован Шекспиром при изображении Корнуола. В этом образе драматург выделяет единственную ведущую черту характера — необузданную жестокость герцога, который готов предать любого своего противника самой мучительной казни. Однако роль Корнуола, так же как и роль Освальда, не имеет самодовлеющего значения и выполняет, по существу, служебную функцию. Отвратительная, садистическая жестокость Корнуола представляет интерес не сама по себе, а лишь как способ, позволяющий Шекспиру показать, что Регана, о мягкости натуры которой говорит Лир, не менее жестока, чем ее супруг. Поэтому вполне естественны и объяснимы композиционные приемы, при помощи которых Шекспир задолго до финала