Пользовательского поиска
|
Гуманистическая литература эпохи
Возрождения целиком посвящена теме человека и борьбе против всего, что мешает
его свободному развитию и счастью. Любовь как прекрасное человеческое чувство
становится одной из больших тем литературы. Гуманисты бичуют предрассудки
сословного неравенства в браке.
Гуманисты эпохи Возрождения в
большинстве своем не могли предвидеть нового, буржуазного гнета, понять
бесчеловечность развивающегося человеческого общества. Передовые люди
Возрождения еще свободны от пороков позднейшей буржуазии, например от узости
интересов, ограниченных стремлением к наживе.
Искусство Возрождения — это новый шаг
в художественном развитии человечества.
В эту эпоху преодолевается
средневековая замкнутость, когда люди были ограничены рамками поместья или
города и имели весьма смутное представление о внешнем мире. Преодолевается и
религиозный взгляд на человека как на греховное существо, беспомощную пешку в
руках Бога. Таким образом, происходит как бы открытие мира и человека.
Искусство Возрождения поражает
масштабностью образов. В этой масштабности и проявляется радость открытия: мир
широк и удивителен сам человек.
“Какое чудо природы человек!” —
воскликнул шекспировский Гамлет.
Вот глыба камня. Сильными руками
Я высекаю человека в ней.
И оживает камень перед нами,
Сверкая теплым мрамором очей.
“Гордый образ” человека – одно из
величайших завоеваний реализма Возрождения. Этот реализм иногда называют
идеализирующим или прекрасным. Стремление к идеализации образа заметно и в
мадоннах Рафаэля, и в комедиях Шекспира, и в поэзии Петрарки. Но в этой
идеализации поэт и художник не теряют жизненной почвы. Они стремятся в реальном
человеке увидеть красоту и благородство. И это не столько внешняя красота,
сколько проявление высокого настроя души.
Стремление к идеальному отнюдь не
ослабляет пафоса утверждения всего земного, плотского. Именно в борьбе против
церковного аскетизма искусство Возрождения прославляет радости жизни.