Пользовательского поиска
|
Церковь считала человеческое тело
греховным “сосудом дьявола”. Напротив, художники Возрождения рисуют обнаженное
тело, в мраморе и красках они создают гимн его красоте.
Величественно добро, идеальны образы
многих героев, но сама жизнь отнюдь не идеальна. Рядом с Отелло — беспощадный
Яго. Злодеи Шекспира по-своему также грандиозны — Макбет, Ричард III. Здесь
также проявляется стремление к созданию могучих образов. Оно, правда, сказалось
уже на последнем этапе Возрождения, когда обнажились противоречия эпохи и был
во многом поколеблен оптимизм предшествовавшего этапа.
2.
Проблема зла в человеке в эпоху Ренессанса
Эпоха Возрождения, или, если
пользоваться иностранной терминологией, Ренессанс сменил эпоху Средних веков в
истории европейских народов. Восторжествовало новое мировоззрение, резко
изменились в сознании людей духовные ценности, то, что вчера казалось важным и
обязательным, теперь выглядело смешным и никчемным. Впрочем, это больше
касалось интеллектуальной и артистической элиты. Простой народ жил заботами дня
и приобретением хлеба насущного. Он не решался, да и не видел особой
необходимости подвергать сомнению то, что было узаконено властями и давней
традицией. Но философы, поэты, писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы с
презрением отвергли эти стародавние традиции и с необыкновенной увлеченностью
стали строить новую культуру, с великим благоговением превознося все то, что
было разрушено, погублено и предано проклятию из культуры древних греков и
древних римлян десять веков до того. Появились таланты, яркие, самобытные.
Человечество будто проснулось после долгого сна и вывело на историческую
авансцену гигантов мысли, гениев художественного мастерства, внесших в культуру
народов бесценные сокровища.
Очень хорошо все проблемы зла в мире и
человеке в эпоху Ренессанса отразил Корнелиус Агриппа в своей книге “Трактат о
недостоверности и тщете наук”. Эта книга, возможно, немного странна и
парадоксальна и, к сожалению, не переведена на русский язык. Поэтому я позволю
себе отразить несколько пространных извлечений из нее, которые позволяют
увидеть многие проблемы Ренессанса.
“Грамматика и риторика, — писал Агриппа, — которые суть не науки, а искусства, являющиеся главным инструментом наук, производят более вредные,